Оценка удовлетворенности персонала

01.12.2022

Успешность деятельности компании зависит от большого количества факторов. Одним из основных является персонал организации, чья слаженная и профессиональная работа позволяет достигать необходимых результатов в рамках стратегии развития компании.

Когда мы говорим о персонале, то всегда необходимо учитывать, что сотрудники – это прежде всего люди со своими личностными и профессиональными особенностями. От того, насколько человек будет чувствовать себя комфортно в компании, зависит эффективность его труда и, как следствие этого, результаты работы организации в целом. Если сотрудник будет чем-то недоволен (условиями труда, заработной платой, карьерным ростом, отношением со стороны начальства и т.д.), то продуктивность его деятельности будет на низком уровне.

По этой причине часто проводится оценка удовлетворенности персонала, которая позволяет понять, насколько сотрудники организации довольны своей работой, рабочей атмосферой и другими аспектами, которые и формируют рабочий процесс.

Для чего проводится оценка удовлетворенности сотрудников?

Даже если компания вкладывает большие инвестиции в дорогостоящее оборудование или инновационные технологии, то это вовсе не гарантирует ей достижение успеха в бизнесе. Когда руководитель обращается в специализированную организацию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями, часто выясняется, что причина неудовлетворенного результатами бизнеса кроется в людях, т.е. в персонале, который выполняет основной пласт работы.

Достаточно часто с этим приходиться сталкиваться именно в крупных компаниях, где идеи руководства по пути до непосредственных исполнителей доносятся через несколько звеньев, что зачастую приводит к сильному их искажению. Простые же потребности рядового персонала, их пожелания и требования, могут и вовсе не доходить до вышестоящего начальства. Как итог – неэффективная работа всей компании.

Какие факторы влияют на удовлетворенность персонала?

Удовлетворенность сотрудников – это реакция на определенные условия работы, поэтому при оценке необходимо учитывать сразу несколько факторов:

  • Экономический фактор. Сюда входит размер зарплаты, выплачивается ли она вовремя и т.д.

  • Социальный фактор. Здесь речь идет о социальном пакете, т.е. наличие и оплата отпуска, больничных, выплата пособий по уходу за ребенком, ДМС и т.д.

  • Физический фактор. Он подразумевает комфорт (удобство и оборудованность) рабочего места, соответствие его требованиям охраны труда. Большую роль играет безопасность сотрудника при выполнении его профессиональной деятельности.

  • Коммуникативный фактор. Учитывается рабочая атмосфера, степень и стиль взаимодействия работников между собой.

  • Дисциплина. Учитывается степень формализма и жесткости/ мягкости установленных в организации правил, а также необходимость точного и неукоснительного их соблюдения.

  • Стиль руководства. Здесь имеется в виду то, как руководство взаимодействует с сотрудниками своей организации, методы и постановки задач, стиль и формат коммуникации, а также исполнение договоренностей со стороны руководства.

  • Карьерные перспективы. Учитывается возможность работника расти внутри своей же компании, начиная с более низких должностей, постепенно повышаясь до старших специалистов, руководителей отделов, а также возможность перемещения по горизонтали, используя ранее накопленный опыт и т.д.

  • Лояльность. Здесь имеется в виду готовность человека работать в компании в долгосрочной перспективе, его желание рекомендовать ее свои друзьям и близким, промотировать и отстаивать ценности компании во внешней среде.

Как измерить удовлетворенность персонала?

Чтобы определить индекс удовлетворенности сотрудников, необходимо собрать определенный объем информации для анализа. Конечно, если руководитель будет вызывать работников по одному к себе в кабинет, то это не даст никакого результата, потому что сотрудники будут давать руководителю ту информацию, которую он хочет слышать. Здесь дело в банальном страхе за свое рабочее место, что особенно актуально в период экономического кризиса.

Алгоритм действий должен быть примерно таким:

  1. Выбор формы анкетирования или опроса. Это может быть бумажное анкетирование, опрос в электронном формате и т.д.

  2. Подготовка работников. Персонал должен быть заранее оповещен, что будет проводиться опрос на заданную тему. При этом тему можно завуалировать, чтобы добиться максимальной честности от работников. Важно донести до них, что все будет конфиденциально.

  3. Составление вопросов для анкетирования.

  4. Сбор данных, дата которого должна быть сообщена заранее.

  5. Обработка и анализ полученных данных.

  6. Ознакомление с результатами всех участников.

Возможные вопросы для работников

Вопросы в анкете не должны быть слишком сложными. Формат ответов может быть разным – да/нет, развернутый ответ, либо в опроснике работнику необходимо указать цифру от 1 до 5.

Вот несколько вариантов вопросов, которые могут быть в анкете:

  • Удовлетворены ли вы размером своей заработной платы? Оцените по 5-балльной шкале, где 1 – полностью не удовлетворен, а 5 – полностью удовлетворен.

  • Проводите ли вы со своими коллегами свое свободное время?

  • Размер вашей заработной платы соответствует тому, сколько сил вы отдаете своей работе?

  • Ваше мнение по поводу компании – считаете ли вы, что работаете в современной организации?

  • Считаете ли вы, что сейчас вы сможете найти более высокооплачиваемую работу?

  • Оцените возможность донести свои пожелания или претензии до руководства компании по 5 балльной шкале, где 1 – полное отсутствие такой возможности и 5 – вы можете обратиться к начальству в любой момент.

  • Заработная плата выплачивается в вашей организации вовремя и в полном объеме?

  • Какие отношения сложились у вас с коллегами по работе? Оцените по 5 балльной шкале, где 1 – негативные отношения и 5 – позитивные отношения

  • Можете ли вы сказать о себе, что являетесь членом единой команды?

Это только несколько возможных вариантов вопросов, которые можно использовать для анкетирования. Чтобы результат был действительно информативным, рекомендуется обратиться в специализированное агентство, которое имеет опыт проведения подобных исследований.

Как сделать правильные выводы из полученных результатов?

Результаты исследования доносятся до сведения руководства компании и персонала. Формируется отчет, который позволяет руководителю понять, какие из аспектов деятельности требуют доработки. На основании этого формируется стратегия повышения или поддержания нормального уровня удовлетворенности сотрудников.

Основное правило заключается в том, что на полученные ответы необходимо реагировать, а не просто принять их к сведению. Ведь если те моменты на работе, которыми сотрудники не довольны, останутся без изменений, то их уровень лояльности продолжит снижаться. У людей попросту исчезнет мотивация совершенствоваться и расти в профессиональном плане, потому что они не будут видеть отдачу со стороны руководства.

Рынок репродуктивной медицины
Рынок репродуктивной медицины
21.03.2024

Компанией ResearchView был проведен анализ данных ранее проведённых исследований рынка услуг в сфере репродуктивной медицины в России, а именно в области экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с целью выяснения, какие изменения произошли на рынке в 2022 и в 2023 годах, и какие перспективы ожидаются.

Рынок многоквартирной недвижимости
Рынок многоквартирной недвижимости
06.02.2024

Компанией ResearchView был проведен анализ данных российского рынка многоквартирной недвижимости, доступных на январь 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2022-2023 годах, и наметившихся тенденций.

Рейтинг маркетинговых агентств
Рейтинг маркетинговых агентств
08.01.2024