Анализ конкурентной среды

01.12.2022

Современный рынок находится в очень большой конкурентной среде, где буквально каждый день появляются новые бренды, которые уже сейчас готовы продавать тот продукт, который по каким-то параметрам превосходит продукцию конкурентов. Естественно, что в таких условиях необходимо быть постоянно готовым к активной борьбе за интерес потенциальных покупателей.

Зачастую такую борьбу выигрывает не тот, кто предлагает самый лучший и инновационный продукт, а тот, кто по максимуму использовал все способы маркетингового продвижения. Чтобы стать лидером в своем сегменте рынка, необходимо не только постоянно работать над своим продуктом, совершенствуя и делая его более доступным для покупателя, но и изучать деятельность своих конкурентов, которые также не сидят на месте и постоянно пробуют новые способы продвижения товара.

Для этого проводится маркетинговый анализ конкурентов – это важная составляющая любой бизнес-стратегии. Его проведение важно в любом случае, вне зависимости от того, как долго ваша компания присутствует на рынке. Не зная своих конкурентов, будет невозможно понять, кто именно из них представляет наибольшую угрозу. Анализ своих конкурентов позволяет перенять какие-то интересные способы продвижения, которые они используют, при этом вы будете четко понимать все их сильные и слабые стороны.

Кому и зачем нужен анализ конкурентной среды?

Конкурентный анализ позволяет создать правильную бизнес-концепцию, которая бы учитывала сильные и слабые стороны не только вашей, но и конкурирующих компаний.

Такой анализ позволяет решить следующие задачи:

  • обнаружение свободных ниш на рынке с целью их дальнейшего освоения и получения прибыли;

  • изучение полезного опыта конкурентов, использование их наработок в своей собственной деятельности;

  • выявление и укрепление сильных сторон своей компании, которые выгодно выделяют вас среди конкурентов;

  • выявление слабых сторон своего предприятия, что позволяет своевременно их устранить;

  • формирование правильной ценовой политики с учетом текущей ситуации на рынке;

  • определение главных качеств своего продукта, а также правильное позиционирование этих преимуществ перед потенциальным потребителем.

Фактически, анализ конкурентов необходим всем предпринимателям, потому что он позволяет создать и скорректировать бизнес-стратегию, правильно позиционировать свой товар, продумать УТП, спрогнозировать продажи товара и т.д.

Как правило, владельцы бизнеса проводят анализ своих конкурентов в следующих случаях:

  1. Открытие бизнеса, либо запуск нового продукта. Маркетинговый анализ необходим для формирования грамотной ценовой политики, изучения ассортимента других производителей, а также определения возраста, уровня дохода, пола и других характеристики целевого потребителя.

  2. Удержание своих позиций на рынке. В условиях большой конкуренции крайне сложно оставаться на плаву и быть востребованным среди потребителей. Проведение исследований позволит выяснить сильные и слабые стороны своего продукта, а также его соответствие запросам покупателей.

  3. Расширение бизнеса. Основная цель в этом случае – это определение точек роста, а также увеличение объемов продаж.

Основные методы оценки конкурентов

Многие компании изначально неправильно определяют круг своих конкурентов. В итоге они начинают конкурировать вовсе не с теми участниками рынка, на которых бы стоило сделать основной акцент.

Поэтому первый и основной шаг – это определение своей целевой аудитории. Если вы не будете понимать, кто ваш потенциальный потребитель, то как вы поймете, с какими именно компаниями вам придется конкурировать? Соответственно, ваш основной конкурент – это фирма, которая выпускает аналогичный или схожий с вами продукт.

Помимо основных конкурентов, существуют и косвенные. Они предлагают другой товар или услугу, но их предложение может тем или иным образом отразиться на вашем уровне продаж. Все это необходимо учитывать, поэтому ниже мы рассмотрим основные методы анализа конкурентной среды

SWOT-анализ

SWOT – это анализ, который описывает продукт с точки зрения его сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон, возможностей (Opportunities) и потенциальных угроз (Treats). Соответственно, сильные и слабые стороны относятся к продукту, а возможности и угрозы – к рынку.

Среди плюсов этой методики можно отметить высокую гибкость, универсальность и адаптивность. Это оптимальный метод для корректировки существующей бизнес-стратегии.

Способ Портера

Модель пяти сил Портера – это один из основных аналитических инструментов, который позволяет оценить уровень опасности конкуренции для бизнеса. Данная модель используется для анализа угроз, которые мешают развитию компании, прогнозирования уровня конкуренции в своем сегменте, а также планирования бизнес-стратегии.

Вот 5 основных конкурентных сил:

  1. Покупатели. Изучаются потребители, которые оказывают непосредственное влияние на прибыль. Именно они формируют соперничество между компаниями, предъявляя определенные требования к качеству товаров и услуг, их стоимости и т.д.

  2. Поставщики. Рыночная власть поставщиков заключается в том, что они определяют конкуренцию через стоимость продаваемого ими сырья. Проводится изучение количества поставщиков, сравнивается стоимость сырья и розничные цены, а также другие факторы.

  3. Действующие конкуренты. Проводится изучение компаний, которые уже работают на рынке.

  4. Новые игроки на рынке. В большинстве случаев новые компании приходят на рынок с какими-то инновационными решениями и принципиально новым продуктом, что прямым образом влияет на поведение потенциальных потребителей. Проводится анализ барьеров для входа на рынок, затрат на запуск продуктов, реакции старых игроков на рынке и т.д.

  5. Товары-заменители. Это товары, которые заменяют и делают ваш товар ненужным. Соответственно, если не повышать качество своего продукта и не отделять его от товаров-заменителей, то прибыль будет падать, потому что у потребителя всегда будет возможность купить схожий товар на более выгодных условиях.

PEST

Данная методика предполагает глобальное изучение влияния макросреды на бизнес. Проводится оценка политических, экономических, социальных и технологических аспектов рынка.

Данная методика заключается в составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность организации. На основании полученных сведений разрабатывается бизнес-стратегия в рамках прогнозирования возможной динамики факторов внешней среды.

Чтобы было более понятно, речь идет о следующих аспектах:

  • Политические – общая политическая ситуация в мире, внешняя и внутренняя политика страны, в которой вы ведете свою предпринимательскую деятельность, изменения действующего законодательства, государственное регулирование вашей отрасли, отношение государства к иностранному капиталу и т.д.

  • Экономические – ВВП страны, уровень инфляции, цены на нефть, изменение курса рубля, уровень покупательской способности населения, безработица и т.д.

  • Социальные – принятые в обществе ценности, демографические данные, уровень образования населения, отношения к религии, отдыху и труду.

  • Технологические – это все, что связано с новыми технологиями, последними научными открытиями, новыми стандартами качества, изменениями в патентном законодательстве. При анализе обязательно учитывается влияние мобильных технологий и интернета на сферу деятельности организации.

Как анализировать полученную информацию?

На основании полученной информации можно сравнить свою компанию с аналогичными фирмами, которые предлагают схожий или идентичный продукт. Определяются сильные и слабые стороны вашей компании и конкурентов. Выясняется, над какими показателями нужно поработать, а к каким показателям необходимо стремиться.

Для получения максимально подробной картины рекомендуется обращаться к профессионалам, которые имеют достаточный уровень квалификации. Специалисты агентства ResearchView изучат ваш бизнес, проведут анализ ваших конкурентов, а также разработают рекомендации, которые позволят вам не только удержаться в своей нище, но и развивать свой бизнес.

Рынок репродуктивной медицины
Рынок репродуктивной медицины
21.03.2024

Компанией ResearchView был проведен анализ данных ранее проведённых исследований рынка услуг в сфере репродуктивной медицины в России, а именно в области экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с целью выяснения, какие изменения произошли на рынке в 2022 и в 2023 годах, и какие перспективы ожидаются.

Рынок многоквартирной недвижимости
Рынок многоквартирной недвижимости
06.02.2024

Компанией ResearchView был проведен анализ данных российского рынка многоквартирной недвижимости, доступных на январь 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2022-2023 годах, и наметившихся тенденций.

Рейтинг маркетинговых агентств
Рейтинг маркетинговых агентств
08.01.2024