Ценовые исследования
Цена товара напрямую влияет на желание потребителя покупать продукт. Ценовая политика – это важнейшее направление маркетингового анализа. Стоимость продукции обеспечивает компаниям запланированную прибыль, определяет конкурентоспособность товара и спрос на него.
Формирование оптимальной цены очень важно. Завышенная цена повышает вероятность покупки аналогичного товара с более доступной ценой у конкурентов, а неоправданно низкая снижает прибыль компании, поэтому очень важен ценовой баланс, для определения которого и проводят ценовые исследования.
Ценовая политика компании
Ценовая политика заключается в установлении стоимости товара на определенном уровне и изменении цены в зависимости от фактической рыночной ситуации.
Она позволяет достичь следующих целей:
- завоевание лидирующих позиций на рынке;
- получение запланированной прибыли;
- максимизация доходов;
- стратегическое развитие, удержание компании на плаву.
Для чего нужно проводить исследование ценовой политики?
Ценовая политика – это нестабильная величина, которая зависит от стадии жизненного цикла товара. Когда продукция только появляется на рынке, то вполне естественно, что интерес к ней достаточно высок и компания хочет извлечь максимальную выгоду. На этапе стабильного роста есть смысл перестроиться на долгосрочную перспективу, что должно отразиться на цене. В случае спада и падения спроса на продукцию, имеет смысл пересмотреть стратегию, вводя скидки на товары до момента стабилизации спроса или появления нового продукта.
Есть ряд факторов, которые нужно учитывать при исследовании:
- соответствие стоимости продукции уровню производственных издержек;
- возможная реакция покупателей на изменение цены;
- привлекательность ценовой политики компании по сравнению с основными конкурентами.
Как определить оптимальную цену на продукт?
Существуют специализированные методики ценовых исследований. Самые популярные из них: моделирование полки, лестница цен, PSM (Price Sensitivity Meter) и Conjoint.
- Моделирование полки предполагает максимально точное моделирование процесса покупки. На полке располагается товар и продукция конкурентов. Респондент выбирает товар, который он скорее всего купит. Так можно смоделировать реальную ситуацию покупки в магазине, учитывая не только влияние цены самого товара на покупку, но и влияние конкурентного окружения. Каждому респонденту демонстрируется только одна полка.
- В процессе реализации методики ценовой лестницы респонденту предъявляется описание, макет и/или сам продукт. После ознакомления задаются вопросы о возможности покупки по определенной стоимости. Для каждого товара предлагается протестировать от 4 до 10 цен. В результате исследования определяется доля потенциальных покупателей товара по каждой тестируемой цене, на основании чего можно определить потенциальную прибыль компании и выбрать ту стоимость, которая максимизирует прибыль.
- В PSM (Price Sensitivity Meter) исследовании участникам задаются 4 вопроса об отношении к ценам на такой товар (выгодная, дорогая, слишком дешевая и слишком дорогая). В результате для каждой цены диапазона определяется доля аудитории, которая так их воспринимает, и визуализируется на графике. Пересечение двух верхних кривых образует IPP (Indifference Price Point). Респонденты воспринимают эту цену как «нормальную», наиболее подходящую для продукта в сложившихся на рынке условиях.
Пересечение двух нижних кривых (обозначены пунктиром) образует OPP (Optimum Price Point) – точку оптимальной (предпочтительной) цены. Эта цена считается оптимальной так как число потенциальных покупателей в ней достигает максимума (суммарное количество потребителей, отвергающих продукт из-за его слишком высокой или подозрительно низкой цены, минимально).
- Conjoint анализ используется для определения предпочтений потребителей и их готовности платить за определенные характеристики продукта или услуги. В рамках этого анализа участникам предлагается определить предпочтительность различных комбинаций характеристик (например, цена, бренд, упаковка, функциональные характеристики и т.д.) и определить, какие из них наиболее важны.
Конджойнт помогает определить оптимальную цену, путем анализа того, как различные характеристики влияют на потребительские предпочтения и готовность заплатить. На основе результатов этого анализа можно определить, какие комбинации характеристик и цен будут наиболее привлекательными для потребителей, что позволяет оптимизировать ценовую стратегию и увеличить вероятность успешной продажи продукта или услуги.
Выше перечислены только некоторые, наиболее популярные методики, которые используются для анализа и определения оптимальной цены продукта. У каждой есть свои минусы и плюсы, поэтому важен как правильный подбор подходящей методики, так и их комбинирование в случае необходимости.
Заказать маркетинговое ценовое исследование можно через форму обратной связи.
Наши достижения
(за последний год)
-
Проведено более
110 маркетинговых исследований
-
Опрошено более
30000 респондентов в 35 странах мира
-
Более 100
постоянных клиентов
-
Стоимость исследований
от 350 тыс. до 15 млн. руб.