Лотерейный рынок

26.09.2022

Компанией ResearchView был проведен анализ данных ранее проведенных исследований рынка лотерей с целью выявить ведущие тенденции в данной области по состоянию на 2022 год.

Изображение от pch.vector на Freepik

Изображение от pch.vector на Freepik

Лотерея – это один из видов азартных игр, официально разрешённый в РФ. Принцип лотереи состоит в том, что покупатель лотерейного билета участвует в розыгрыше приза, а победители определяются случайным образом. Все лотереи в России государственные. Рынок был монополизирован в начале 2014 года. До этого выпуском и проведением розыгрышей могли заниматься частные компании. Сейчас организаторами лотерей являются Министерство спорта РФ и Министерство финансов РФ. У каждого из них есть свой оператор АО «ГСЛ» и ООО «Спортлото», которые проводят лотереи. Следующим звеном в цепи является «Столото» – единственный распространитель, действующий на основании договоров с операторами лотерей, распространяет лотерейные билеты и выплачивает выигрыши. Деньги от продажи лотерейных билетов распределяются согласно заранее определенным пропорциям на:

  • Призовой фонд – денежное и иное вознаграждение, которые выплачивается победителям;
  • Сбор организатора лотереи, из которого он оплачивает все расходы и получает прибыль;
  • Налоги и другие целевые платежи государству, в частности на финансирование программ по развитию физической культуры и спорта.

С момента национализации рынка в 2014 году наблюдался рост его объёма. В 2021 году оборот рынка составил 60 млрд рублей, наблюдается рост по сравнению с 53,5 млрд руб в 2020 году. Самый крупный оператор на рынке АО «ГСЛ», в 2021 году его оборот составил 53,3 млрд рублей, что составляет 89% от всего рынка. Другой оператор ООО «Спортлото» также прибавил: оборот за 2021 год составил 6,6 млрд рублей по сравнению с 2,0 млрд рублей в 2020. Одной из причин подобного роста является передача одной из лотерей «Всё или ничего» от АО «ГСЛ», которая принесла 1,8 млрд из указанной суммы, а также положительная динамика на рынке в целом.

По данным «Столото» в 2021 году почти 40 млн россиян приобрели хотя бы один лотерейный билет — это каждый третий житель РФ. Эта аудитория сопоставима с такими сегментами рынка развлечений, как онлайн-кинотеатры, мобильные игры, аудиокниги.

На сегодня в России ежедневно продается 705 275 обычных бумажных билетов и 689 390 электронных — в интернете. Всего больше 500 млн штук в год. Средний возраст лотерейного игрока у нас 43 года, средний доход — 26 593 руб. Из них 70% работают, 68% состоят в браке, 42% имеют детей, а 43% — высшее образование, что гораздо больше среднероссийского показателя. При этом трое из четырех игроков смотрят телевизор каждый день. Телевизор нужен, в том числе, и для просмотра тиражей как, например, в самой «пенсионерской» лотерее — «Золотая подкова» (средний возраст участника – 47 лет). Молодежь, однако, все чаще играет в быстрые онлайн-лотереи, в которых выигрышные комбинации цифр выпадают каждые несколько минут.

Согласно динамике, с каждым годом на лотерейном рынке наблюдается подъём, однако, лотерейная сфера зависима от внешних изменений, что мы видим на примере меньшего объёма рынка в коронавирусный 2020 год. Но даже несмотря на возможные кризисы на рынке наблюдаются положительные тенденции.

Сегодня билеты государственных лотерей покупает каждый третий россиянин, и более 50% этих билетов, по данным крупнейшего распространителя государственных лотерей «Столото», продается онлайн. Этот показатель продолжит расти. С целью привлечения новых слоев населения, а особенно более молодой аудитории лотерейный рынок старается адаптироваться к современным условиям. Главная перспектива для российского и мирового лотерейного рынка — развитие онлайн-продаж и мобильных приложений. Для этого необходимо превращать продукты в нечто среднее между лотереями и мобильными играми. Пользователи всё больше времени проводят в интернете, поэтому задача лотерей — привлечь их внимание и вовлечь в процесс участия. В этом может помочь добавление в процесс игровой динамики, например, в Великобритании практикуется онлайн-лотерея «Монополия», основанная на известной настольной игре.

Серьёзный шаг вперёд позволит сделать и внедрение технологии блокчейна. В разработке многих лотерейных компаний находится блокчейн-система, контролирующая производство билетов. Использование блокчейна могло бы снять любые вопросы по честности и прозрачности розыгрышей.

Ещё одну задачу, которую стремится решить лотерейный рынок - создать новый клиентский опыт. Необходимо исправить негативный имидж лотерей, который возник из-за недоработок в клиентском сервисе. Согласно статистике, в СССР в лотереи играло до 70% взрослого населения, в настоящее время эта цифра составляет лишь 30% и ключевые игроки стремятся вернуть былую популярность рынку.

Уход из России иностранных компаний, отказ в технической поддержке ранее поставленных продуктов, привел к проблемам во многих сферах, завязанных на цифровую среду. Однако, лотерейный рынок в РФ долгое время успешно использовал отечественные IT-решения, что лучшим образом отразилось на нём в кризисное время. Вся цифровая система лотерей была построена на отечественных разработках, а данные хранились на отечественных серверах. Учитывая, что в сфере присутствует монополия государства, на прибыль и оборот рынка может повлиять благосостояние населения в целом, возможность и желание аудитории покупать лотерейные билеты. Среди проблем, с которыми столкнулась отрасль, отсутствие возможности производить бесконтактную оплату при помощи таких сервисов, как Apple Pay и Google Pay. Исправить ситуацию удалось за счет перехода на бесконтактную оплату при помощи Системы быстрых платежей. Если раньше она использовалась только на основной и мобильной версии сайта «Столото», то сейчас — на всех цифровых платформах.

На внутреннем рынке также наблюдаются изменения, в мае 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о передаче контроля над лотерейным рынком «Единому регулятору азартных игр» (ЕРАИ). С одной стороны, регулятор хорошо себя зарекомендовал на букмекерском рынке, с другой стороны, принципы работы в двух сферах значительно отличаются, и подобная инициатива может ограничить возможности участников лотерей в получении выигрышей и привести к стагнации рынка. В частности это касается подключения к Единому центру учета переводов ставок (ЕЦУПИС), подобное усложнение процедуры получения выигрыша заметно скажется на числе участников лотерей. Это является главным одним из главных аргументов против принятия законопроекта, который сейчас находится на рассмотрении. Однако в будущем можно ожидать объединение всей отрасли азартных игр под контроль ЕРАИ.

 

Анализ проведен на основании следующих материалов:

Гидмаркет. «Анализ рынка лотерей в России»

TimeLottery. «Российский лотерейный рынок в цифрах», «Российский лотерейный рынок в 2021, итоги года»

Коммерсантъ «Технологии удачи», «Лотерея раздора»

РБК. «Как организован лотерейный бизнес в России, и кто выигрывает миллионы»

РБК Тренды. «От бумаги к цифре: как лотереи превращаются в мобильные игры»

ResearchView приняла участие в Дне Туризма
ResearchView приняла участие в Дне Туризма
06.02.2024
Команда ResearchView поздравляет с Наступающим Новым годом!
Команда ResearchView поздравляет с Наступающим Новым годом!
29.12.2023
ResearchView приняла участие в ResearchExpo 2023
ResearchView приняла участие в ResearchExpo 2023
06.10.2023

6 октября 2023 года прошла седьмая ежегодная выставка в области маркетинговых и социологических исследований Research Expo 2023. В выставке-конференции приняли участие все ведущие компании отрасли, включая агентство ResearchView