Рынок частных медицинских услуг: санаторно-курортные организации

29.09.2023

Компанией ResearchView был проведен анализ данных ранее проведённых исследований рынка частных медицинских услуг в России в категории санаторно-курортного лечения с целью определения, какие изменения произошли на рынке в 2022 году и какие перспективы ожидаются.

Изображение от vectorjuice на Freepik

В 2022 году в санаторно-курортных организациях россияне отдохнули более 6 миллионов раз. Наиболее популярными регионами, в которых останавливались отдыхающие, оказались Южный федеральный округ (Краснодарский край), Приволжский федеральный округ и Центральный федеральный округ.

Динамика численности санаторных организаций в России по итогам 2022 года показывает небольшой спад в 1,5%, а по отношению к 2018 году их число сократилось на 0,7%. В целом, эти незначительные колебания в числе СКО говорят о стабильной ситуации на рынке.

Доходы санаторно-курортных организаций в 2022 году составили 184,7 млрд руб., что на 18,5 млрд. больше (+11%), чем в 2021 году, и в целом более чем на треть больше, чем шесть лет назад. Среднегодовая динамика оборота санаторно-курортных организаций за период с 2017 по 2022 годы составила +6,4%. Что касается стоимости проживания, за период 2018-2022 гг. пребывание в санаториях подорожало на 28%, а в 2022 году по отношению к 2021 году стоимость увеличилась на 18,2%, по состоянию на июль месяц каждого года.

По сравнению с 2021 годом, когда средняя загрузка санаториев в России составляла 42%, в 2022 году популярность отдыха и оздоровления в здравницах все более возрастала. Лучшие объекты были загружены существенно выше среднего, их среднегодовая заполняемость превысила 70-75%, а в летний сезон доходила до 95-100%.

На развитие санаторной отрасли за последние два года повлияли сразу несколько факторов – это и отложенный спрос после снятия ковидных ограничений, и снижение реальных доходов у населения. Кроме того, государство продолжает поддерживать субсидиями санаторно-курортную отрасль, а в связи с трудностями получения зарубежных виз и закрытием границ, россияне все больше ориентируются на внутренний туризм, в том числе на отдых в санаториях.

Это подтверждается и ростом выручки крупнейших санаторно-курортных организаций в 2022 году: АО «РЖД-Здоровье» повысил выручку до 5,4 млрд. руб. (+20% к 2021 г.), санаторий «Южное Взморье» - до 2,5 млрд. руб. (+16%), а курорт «Белокуриха» - до 2,4 млрд. руб. (+35%).

В последнее время набирает популярность новое направление санаторно-курортной отрасли – Medical SPA или медицинское СПА. Его главное отличие заключается в комплексном подходе к оздоровлению всех систем организма, который сочетает высокие медицинские технологии и прогрессивные методы диагностики и терапии с расслабляющими SPA-процедурами, и в целом ориентирован на превентивную терапию для минимизации рисков развития заболеваний.

Сегодня рынок Medical SPA находится на начальной стадии развития: 38% рынка составляют предложения в верхней ценовой категории «5 звезд», 62% – в категории «4 звезды». В топ-3 Medical SPA отелей входят Mriya Resort & Spa с выручкой 4,5 млрд. руб. в 2022 году (-26% к 2021 г.), санаторий «Заполярье» 3,2 млрд. руб. (+31%) и Bridge Resort 2,7 млрд. руб. (+10%).

Ключевые тенденции рынка:
• Восстановление рынка после пандемии, но медленный рост из-за снижения реальных доходов большинства россиян, постоянного подорожания санаторно-курортных услуг и закрытия аэропортов в ЮФО;
• Ослабление национальной валюты может привести к повышению стоимости лечения за границей и, соответственно, еще большей привлекательности внутреннего туризма. Уже в 2023 году средняя загрузка российских санаторно-курортных объектов может выйти на ~50%.
• В 2023 году в санаторно-курортной отрасли запланировано открытие 30 новых объектов с общим объемом финансирования около 200 млрд. рублей, что может считаться настоящим рекордом для последних десятилетий.

Специалисты агентства ResearchView, имеющие большой опыт работы по исследованию медицинских, санаторно-курортных и других сегментов рынка, готовы помочь вам в активном изучении этих и других растущих рынках.

Рынок криптовалют
Рынок криптовалют
31.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ открытых данных по рынку криптовалют, доступных на январь 2025 г., с целью оценки его текущего состояния и имеющихся перспектив развития.

Рынок EdTech. Часть 2. Взрослый сегмент
Рынок EdTech. Часть 2. Взрослый сегмент
29.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ данных по взрослому сегменту российского рынка EdTech, доступных на апрель 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2021-2023 годах, и наметившихся тенденций.

Рынок EdTech. Часть 1. Сегмент дети
Рынок EdTech. Часть 1. Сегмент дети
16.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ данных по детскому сегменту российского рынка EdTech, доступных на февраль 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2021-2023 годах, и наметившихся тенденций.