Анализ имиджа бренда

01.12.2022

Имидж бренда – это определенный образ, который складывается в подсознании у клиента. По сути, это представление потенциального покупателя о том, какой является та или иная компания. Это представление может быть положительным, нейтральным или отрицательным, в зависимости от того, насколько хорошо сама компания работает над своим имиджем.

Формирование представления о бренде в голове у клиента основывается на маркетинге компании, определенных дизайнерских решениях, клиентоориентированности и позиционировании бренда.

В чем отличие от репутации?

Имидж – это, прежде всего, образ. Из этого понимания и складывается определение этого понятия, т.е. образ на самом деле может не отображать в полной мере всех социальных, экономических и производственных характеристик организации. В первую очередь, это те ассоциации, которые возникают у людей при упоминании определенной компании. В частности, BMW всегда ассоциируется с немецким качеством, Apple – с инновационными решениями и т.д. Покупатель еще даже может не видеть сам продукт, т.е. он не может его оценить фактически, но в его голове уже складываются определенные представления о нем, благодаря продуманной имиджевой политике.

Репутация – это более устойчивая характеристика компании, которая формируется на протяжении всей истории существования, на основании конкретных достижений, а также тех преимуществ для клиента, которые она предлагает.

Имидж всегда направлен на то, чтобы привлекать и завлекать потенциального клиента. Репутация же закрепляет их лояльность, подтверждая то, что реализованная имиджевая политика – это не пустые обещания, а за ними реально стоит определенные ценности, философия и история. Репутация всегда более объективна, она связана с непосредственными результатами работами. В своем роде это определенный «бэкграунд» фирмы, который она формировала долгие годы.

Как проводится анализ имиджа бренда?

При анализе имиджа бренда изучается несколько основных категорий:

  1. Осязаемые критерии. Эти характеристики воспринимаются органами чувств, т.е. они могут быть физическими, функциональными (к примеру, узнаваемый дизайн iPhone и т.д.) и визуальными (реклама продукции компании по ТВ и в интернете).

  2. Неосязаемые критерии. В эту категорию входят все характеристики, которые связаны с идентичностью организации: ее происхождение, история, индивидуальность и репутация. К примеру, торговая марка может позиционироваться как продукт с богатой историей, который разрабатывался годами с заботой об экологии.

  3. Рациональные преимущества. Они формируются на основании функциональных характеристик того продукта, который продается, отношения к потенциальному покупателю, а также отношения между потребителем и владельцем компании (к примеру, скидки и программы лояльности для постоянных клиентов).

  4. Эмоциональные преимущества. Покупатель всегда ценит выше тот продукт, который помогает решить какую-то его проблему или повышает его самооценку. Определенный бренд может показывать высокое положение человека в обществе (любые брендовые вещи, дорогие часы, автомобили и т.д.), либо дарить ему ощущение безопасности.

Важно понимать, что успешность организации зависит от успешного сочетания всех этих составляющих. Исследования показали, что осязаемые характеристики формируют представление у покупателей о неосязаемых качествах. При этом большую роль играют эмоциональные преимущества, которые позволяют выделить бренд на общем фоне.

Какие методики исследования используются?

Исследование имиджа бренда предполагает использование следующих методик/ техник:

  • Свободные ассоциации. Респондент описывает в свободной форме, что он думает о компании и как к ней относится.

  • Q-корректировки. Распределение ряда характеристик, указанных на карточках, на различные группы по отношению к бренду.

  • Семантический дифференциал. Бренд оценивается с помощью биполярных шкал. Оценка – от 0 до 7.

  • Соответствия. Проводится оценка бренда по нескольким показателям по шкале противоположностей типа «белый – черный», «хороший – плохой».

  • Проективные вопросы. Они используются для того, чтобы скрыть от респондентов цель проводимого исследования. Сценарий специально делается запутанным и двусмысленным, что позволяет определить глубинную мотивацию поведения клиентов, их мнение и отношение.

Оценка узнаваемости бренда

Узнаваемость бренда – это уровень знакомства потребителя с компанией, ее популярность на рынке. Любой бренд узнается по характерному шрифту, логотипу, цветам и названию. Все это в совокупности формирует некий образ, который либо отпечатывается в сознании покупателя, либо наоборот – потребитель вообще не запоминает и не идентифицирует этот образ.

Узнаваемость бренда оценивается несколькими способами:

  • опрос потенциальных покупателей;

  • анализ показателей (встроенных метрик) поисковых систем и социальных сетей;

  • анализ упоминаний в интернете (отзывы, обзоры, статьи, видеоролики и пр.).

Грамотное построение бренда (брендинг) невозможно без предварительного проведения маркетингового исследования, которое позволит проанализировать сам продукт/ компанию, определить текущую и потенциальную целевую аудиторию потребителей, выявить конкурентов, их сильные и слабые стороны, изучить текущую ситуацию на рынке и ключевые тренды.

Из-за негативного образа бренд может потерять не только потенциальных покупателей, но и лояльность уже имеющихся клиентов, потому что продукт будет вызывать недоверие. Проведение грамотного исследования позволит выявить эти проблемы, определить пути их решения, сформировать базу для разработки брендинговой стратегии, которая гарантировано приведет к желаемому результату. В противном случае бренд клиента не найдет отклика у целевой аудитории, что может привести к падению продаж и проигрышу в конкурентной борьбе.

Рынок криптовалют
Рынок криптовалют
31.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ открытых данных по рынку криптовалют, доступных на январь 2025 г., с целью оценки его текущего состояния и имеющихся перспектив развития.

Рынок EdTech. Часть 2. Взрослый сегмент
Рынок EdTech. Часть 2. Взрослый сегмент
29.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ данных по взрослому сегменту российского рынка EdTech, доступных на апрель 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2021-2023 годах, и наметившихся тенденций.

Рынок EdTech. Часть 1. Сегмент дети
Рынок EdTech. Часть 1. Сегмент дети
16.01.2025

Компанией ResearchView был проведен анализ данных по детскому сегменту российского рынка EdTech, доступных на февраль 2024 г., с целью выявления изменений, которые произошли на рынке в 2021-2023 годах, и наметившихся тенденций.